Предписания-это прямые или завуалированные родительские послания запрещающего характера. Ребенок вынужден следовать этим предписаниям, чтобы быть принятым, следуя предъявленным требованиям он рассчитывает получить, любовь, заботу, внимание. Согласившись, сознательно или бессознательно с предписаниями, следуя им, ребенок создает некую иллюзию безопасности и принятия со стороны значимого взрослого. Под воздействием предписаний ребенок принимает решения относительно себя и своего места в окружающей действительности, что является основой жизненного сценария. Жизненный сценарий представляет собой бессознательный план(карта) жизни, который формируется у человека в детстве под влиянием отношений с родителями и окружающими, а также на основе приобретенного опыта и социальных ролей.
Жизненный сценарий включает в себя различные элементы: убеждения, модели поведения, эмоции и жизненные цели, которые человек считает ожидаемыми или желательными, основываясь на своем детском опыте. Эти сценарии могут быть как конструктивными, так и деструктивными и влиять на выборы, которые в последствии мы делаем в своей жизни. Сценарное убеждение «Я - не ОК, Ты - ОК» Полное, безоговорочное согласие с «взрослым», подчинение указаниям, запретам, восприятие без анализа и критики, запрет на сомнения, восприятие информации как абсолютной истины. «Родители» - абсолютные авторитеты. Безусловная любовь побуждает «ребенка» к безоговорочному принятию предписаний. В результате принимается бессознательное решения о себе принятия жизненного сценария «Я не ОК» (я плохой всегда, я не правильный, мое мнение не имеет значения, мои выводы не актуальны и.тд), «Ты-ОК»( взрослый, значимый, авторитетное лицо, не ошибается, все решения истинны, не подвержен сомнению, требует безоговорочного подчинения). Сценарное убеждение «Я - ОК, Ты - не ОК» В основе этого убеждения саботаж, бунт, гнев на родительскую фигуру. Обида на родителей, желание наказать, отделится, во чтобы то ни стало делать все вопреки, наоборот. Ребенок живет в иллюзии свободы (маленький революционер), хотя на самом деле зафиксирован в позиции контрзависимых отношений. Вся жизнь направленна на протест против родительской фигуры, или значимого «взрослого». «Контрзависимость» — это поведение, при котором взрослый человек испытывает трудности в сближении с людьми и сохранении близости. Контрзависимый человек последовательно избегает близких отношений, человек имеет фокус на себе, он для себя главный, ведет себя отстраненно, не делится переживаниями и эмоциями. Если говорить простыми словами, то контрзависимость – это отказ от привязанностей и отсутствие потребности в других людях. Сценарное убеждение «Я - ОК, Ты - ОК» или «Я - не ОК, Ты – не ОК» Ребенок принимает самостоятельное решение, сам себе разрешает или запрещает что-либо. Самому себе предъявляет предписания в купе с родителем. «Я - ОК, Ты - ОК» - Эта позиция предполагает, что ребенок имеет большие шансы на построение выигрышного сценария. (Да, не 100%, но все же гораздо больше, чем при других позициях). Ребенок не принимает родительские запреты и ограничения не из протеста, а из свободного состояния. В этой позиции ребенок доверяет родителям, не стесняется проявлять себя, свои желания и потребности. Он полагается на своих взрослых, с интересом исследует мир и воспринимает его, как дружелюбное место, полное возможностей. Он уверен, что другие люди рады ему. «Я - не ОК, Ты – не ОК» - Это самая проигрышная и болезненная из всех позиций. Из нее ребенок остро нуждается в помощи, любви, принятии, но в то же время чувствует себя недостойным их. Окружающие в его глазах тоже неадекватный и не здоровы. Таким образом никто и никогда не сможет помочь ему. Он никогда не удовлетворит свои потребности. Всю свою жизнь он будет лишь разочаровать других и разочаровываться сам. Вся его жизнь будет пропитана отвержением и болью. Безнадежная позиция. Таким образом, жизненный сценарий - это совокупность основополагающих убеждений относительно самого себя, других людей и морали в целом. На их основе человек и выстраивает свои модели поведения.
Существует также несколько основных ключевых аспектов, которые помогают понять, как функционирует жизненный сценарий: Формирование: Сценарий закладывается с раннего детства, когда личность активно принимает информацию о себе и окружающем мире. Влияние родителей, других взрослых, а также социальных условий играет значительную роль в этом процессе. В самом начале своего жизненного пути ребенок воспринимает взаимодействие с окружающими взрослыми без критической оценки. Клеевые формирования: В детстве человек принимает важные решения о себе и окружающем мире, которые могут стать основными в его сценарии. Например, «Я не достоин любви» или «Я должен быть идеальным, чтобы быть принятым», или «Я должен быть незаметным, мне нельзя провялятся». Игры и роли: Взрослея, человек может повторять сценарные установки в своих отношениях и взаимодействиях с другими. Оно проявляется в играх, которые мы играем с окружающими (например: жертва, спасатель, агрессор). Изменение сценария: Понимание своего жизненного сценария — первый шаг к его изменению. Через самосознание и психотерапию человек может адаптировать или даже полностью пересмотреть сценарные установки, что может привести к более удовлетворительной и осознанной жизни. Влияние на нашу жизнь: Жизненный сценарий может оказывать глубокое влияние на множество аспектов жизни человека, включая карьеру, выбор партнера, дружеские отношения и самооценку. В совокупности, родительские предписания, и принятые на основе предписаний убеждения, участвуют в формировании: характера человека, стратегии его поведения, способах реагирования и мировосприятия. И в глобальном плане, по линии жизни - формируют его план жизни. Понимание и работа с жизненным сценарием может помочь людям осознанно подходить к своим решениям и изменить те паттерны поведения, которые им мешают достигать желаемого в жизни. | |
| |
Просмотров: 92 | | |
Всего комментариев: 0 | |